Preview

Цифровая трансформация

Расширенный поиск

Использование больших языковых моделей для создания учебных материалов по дисциплине «Базы данных»

https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-4-5-14

Аннотация

Рассмотрена проблема использования больших языковых моделей (LLM) для создания учебных материалов. Предложена и верифицирована практическая методика с целью генерации качественного учебного контента для конкретной дисциплины «Базы данных». Представлена многоступенчатая методика, в которой одна LLM генерирует контент, а вторая, независимая «рассуждающая» модель, верифицирует его на предмет качества и корректности. Для проверки сгенерированных материалов на отсутствие фактических ошибок применялись метод сравнения с авторитетным источником и модифицированный алгоритм «цепочки верификаций». Результаты подтверждают, что данный подход при использовании современных производительных LLM (таких как DeepSeek, Gemini) позволяет создавать высококачественные учебные тексты с низкой вероятностью появления галлюцинаций. Методика способна значительно ускорить разработку надежных учебно-методических материалов и может быть оптимизирована путем сокращения числа итераций при высоком качестве первоначального ответа.

Об авторе

О. Д. Асенчик
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Беларусь

Асенчик Олег Даниилович, канд. физ.-мат. наук, доц., доц. каф. информационных технологий

Тел.: +375 29 696-75-01

246029, Гомель, просп. Октября, 48



Список литературы

1. Large Language Models in Education: Vision and Opportunities / W. Gan [et al.] // 2023 IEEE International Conference on Big Data. 2023. P. 4776–4785. https://doi.org/10.1109/BigData59044.2023.10386291.

2. ChatGPT for Good? On Opportunities and Challenges of Large Language Models for Education / E. Kasneci [et al.] // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 103. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2023.102274.

3. Bonner, E. Large Language Model-Based Artificial Intelligence in the Language Classroom: Practical Ideas for Teaching / E. Bonner, R. Lege, E. Frazier // Teaching English with Technology. 2023. Vol. 23, No 1. P. 23–41.

4. Baidoo-Anu, D. Education in the Era of Generative Artificial Intelligence (AI): Understanding the Potential Benefits of ChatGPT in Promoting Teaching and Learning / D. Baidoo-Anu, L. Owusu Ansah // Journal of AI. 2023. Vol. 7, No 1. P. 52–62. https://doi.org/10.61969/jai.1337500.

5. A Comprehensive Review on Generative AI for Education / U. Mittal [et al.] // IEEE Access. 2024. Vol. 12. P. 142733–142759. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2024.3468368.

6. Enlarged Education – Exploring the Use of Generative AI to Support Lecturing in Higher Education / D. Hennekeuser [et al.] // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. https://doi.org/10.1007/s40593-024-00424-y.

7. Generative AI in Education: Perspectives Through an Academic Lens / I. Întorsureanu [et al.] // Electronics. 2025. Vol. 14. https://doi.org/10.3390/electronics14051053.

8. Evaluating the Quality of AI-Generated Digital Educational Resources for University Teaching and Learning / Q. Huang [et al.] // Systems. 2025. Vol. 13. https://doi.org/10.3390/systems13030174.

9. Survey of Hallucination in Natural Language Generation / Z. Ji [et al.] // ACM Computing Surveys. 2023. Vol. 55, No 12. P. 1–38. https://doi.org/10.1145/3571730.

10. Retrieval-Augmented Generation for Knowledge-Intensive NLP Tasks / P. Lewis [et al.] // Advances in Neural Information Processing Systems. 2020. Vol. 33. P. 9459–9474.

11. Chain-of-Verification Reduces Hallucination in Large Language Models / S. Dhuliawala [et al.] // arXiv:2309.11495. 2023. https://doi.org/10.48550/arXiv.2309.11495.


Рецензия

Для цитирования:


Асенчик О.Д. Использование больших языковых моделей для создания учебных материалов по дисциплине «Базы данных». Цифровая трансформация. 2025;31(4):5-14. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-4-5-14

For citation:


Asenchik A.D. Using Large Language Models to Create Educational Materials for the “Databases” Discipline. Digital Transformation. 2025;31(4):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-4-5-14

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2522-9613 (Print)
ISSN 2524-2822 (Online)