Повышение эффективности и качества образования как основа успешной цифровизации экономики
https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-30-2-24-32
Аннотация
Исследовано определяющее влияние эффективности и качества систем образования на все сферы человеческой деятельности: экономическую, социальную, общественно-политическую, бытовую и духовную. Рассмотрены важнейшие условия и проанализированы основные пути, позволяющие существенно повысить эффективность современного профессионального образования при одновременном повышении его качества. Обоснована необходимость использования адаптивных образовательных технологий, показаны особенности алгоритмизации процесса адаптивного обучения с целью повышения его качества, проанализированы пути создания эффективной модели профессиональной области для адаптивных образовательных систем. Для выбора этих путей применялся метод сравнительного анализа. Проиллюстрированы возможности создания современных адаптивных систем профессионального обучения на основе использования концепции Международной организации труда «Модули трудовых компетенций». Приведены примеры результатов, полученных в процессе многолетней профессиональной деятельности.
Об авторах
И. И. ШпакБеларусь
Шпак Иван Ильич, канд. техн. наук, доц., доц. каф. информационных систем и технологий
220037, г. Минск, ул. Козлова, 28
Тел.: +375 29 639-50-46
С. Н. Касанин
Беларусь
Касанин С. Н., канд. техн. наук, доц., зам. ген. дир. по науч. работе
Минск
А. С. Степанец
Беларусь
Степанец А. С., дир.
Минск
Список литературы
1. ОЭСР: Доклад о состоянии и перспективах занятости в 2023 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/employment-outlook/2023/. Дата доступа: 13.02.2024.
2. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1&p5=0. Дата доступа: 13.02.2024.
3. Вилкова, К. А. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против / К. А. Вилкова, Д. В. Лебедев // Современная аналитика образования. 2020. Т. 37, № 7.
4. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский М.: Госуд. учеб.-педаг. изд-тво Наркомпроса РСФСР, 1939. Т. 1.
5. Шпак, И. И. Модель профессиональной области как основа адаптивного образовательного процесса / И. И. Шпак, С. Н. Касанин // Информатика. 2022. Т. 19, № 3. С. 50–61. https://doi.org/10.37661/1816-0301-2022-19-3-50-61.
6. Шпак, И. И. Модульные образовательные технологии в век информатизации и электронного обучения / И. И. Шпак // Информационные системы и технологии: управление и безопасность: сб. ст. II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., г. Тольятти, декабрь 2013 г. Тольятти: Поволж. гос. ун-т сервиса, 2013. С. 362–373.
7. Шпак, И. И. Модульные технологии как основа модели профессиональной области для адаптивного изучения метрологии, стандартизации и сертификации / И. И. Шпак, В. И. Красовский // Сахаровские чтения 2023 года: экологические проблемы XXI века: матер. 23-й Междунар. науч. конф., г. Минск, 18–19 мая 2023 г. Минск: Информ.-вычисл. центр Минфина, 2023. Ч. 2. С. 213–217. https://doi.org/10.46646/SAKH-2023-2-213-217.
8. Shpak, I. I. Modular Technologies and Digitalization A re the Most Modern and Effective Way to Develop Adaptive Educational Process / I. I. Shpak // International Conference “Scientific Research of the SCO Countries: Synergy and Integration”. August 9, 2023. Beijing, PRC. Part 1. P. 57–63. DOI:10.34660/INF.2023.55.56.040.
9. Шпак, И. И. Информационные, коммуникационные и модульные технологии как основа для развития адаптивного образования / И. И. Шпак, С. Н. Касанин // Наука, техника и инновационные технологии в период возрождения новой эпохи могущественного государства: матер. Междунар. науч. конф., в 2 т., 12–13 июня 2023 г. Ашхабад: Акад. наук Туркменистана. Т. 1. С. 459–461.
10. Качественное и конкурентоспособное инклюзивное образование людей с особыми потребностями на основе применения ИКТ и модульных технологий МОТ / И. И. Шпак [и др.]: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 14 декабря 2023 г. Минск: Белор. гос. ун-т информ. и радиоэлек., 2023. С. 328–333.
Рецензия
Для цитирования:
Шпак И.И., Касанин С.Н., Степанец А.С. Повышение эффективности и качества образования как основа успешной цифровизации экономики. Цифровая трансформация. 2024;30(2):24-32. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-30-2-24-32
For citation:
Shpak I.I., Kasanin S.N., Stepanets A.S. Improving the Efficiency and Quality of Education as the Basis for Successful Digitalization of the Economy. Digital Transformation. 2024;30(2):24-32. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2024-30-2-24-32