Preview

Цифровая трансформация

Расширенный поиск

Искусственный интеллект в подготовке специалистов экономического профиля

https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-2-32-40

Аннотация

Рассмотрена целесообразность изучения искусственного интеллекта в экономических вузах Республики Беларусь. Сформулированы предпосылки к изучению технологий искусственного интеллекта. Приведено обоснование необходимости введения в содержание подготовки будущих специалистов экономического профиля тематики, связанной как с теоретическими основами искусственного интеллекта, так и с возможностями его практического применения для решения прикладных задач в области экономики и менеджмента. На примере специальности «Экономика и управление» профилизации «Экономика и управление на предприятии промышленности» сформулированы предложения по внесению изменений в учебный план и содержание учебных дисциплин, направленных на формирование у обучающихся необходимых компетенций в области искусственного интеллекта для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики. Выделены ключевые проблемы, препятст­вующие практической реализации обозначенных изменений, сформулированы первоочередные задачи для достижения поставленной цели, предложены пути их решения.

Об авторе

О. В. Гулина
Белорусский государственный экономический университет
Беларусь

Гулина Ольга Валериевна, канд. физ.-мат. наук, доц., зам. декана факультета экономики и менеджмента 

220070, Минск, просп. Партизанский, 26 

Тел.: +375 17 209-78-29 



Список литературы

1. Лоскутова, М. А. Искусственный интеллект в высшем образовании – прорыв или деградация / М. А. Лоскутова // Экономические науки. 2024. № 3. С. 242–247. https://doi.org/10.14451/1.232.242.

2. Лукичев, П. М. Применение технологий искусственного интеллекта в образовании как потенциал экономического развития / П. М. Лукичев // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2024. Т. 34, № 3. С. 442–449. DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-3-442-449.

3. Иванченко, И. С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования / И. С. Иванченко // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 170–194. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.08.

4. Exploring Opportunities and Challenges of Artificial Intelligence and Machine Learning in Higher Education Institutions / V. Kuleto [et al.] // Sustainability. 2021. Vol. 13, No 18. https://doi.org/10.3390/su131810424.

5. Implementing Artificial Intelligence in Higher Education: Pros and Cons from the Perspectives of Academics / A. I. Pisica [et al.] // Societies. 2023. Vol. 13, No 5. https://doi.org/10.3390/soc13050118.

6. Implementing Artificial Intelligence in Higher Education: Pros and Cons from the Perspectives of Academics / L. Yufeia [et al.] // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Vol. 12, Iss. 8. С. 548–562. DOI: 10.53333/IJICC2013/12850.

7. Геращенко, И. Г. Проблема экономической эффективности искусственного интеллекта в высшем образовании / И. Г. Геращенко, Н. В. Геращенко // Экономика образования. 2023. № 6. С. 4–11.

8. Малинецкий, Г. Г. Инновации, образование и искусственный интеллект в контексте гуманитарнотехнологической революции / Г. Г. Малинецкий // Инновации. 2020. № 1. С. 3–11. DOI: 10.26310/2071-3010.2020.255.1.001.

9. Нуриахметова, Ф. М. Искусственный интеллект в образовании: гуманитарные вызовы и риски / Ф. М. Нуриахметова, В. Г. Холоднов // Вестник НЦ БЖД. 2023. № 4. С. 119–125.

10. Уколов, В. Ф. Управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования в целях повышения качества знаний и снижения рисков обучения / В. Ф. Уколов, О. В. Трофименко // Вестник университета. 2023. № 5. С. 21–26. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-21-26.

11. Белова, Е. Ю. Трансформация систем менеджмента предприятий в контексте цифровизации / Е. Ю. Белова, М. О. Шевченко // E-Management. 2023. Т. 6, № 1. С. 17–28. DOI: 10.26425/2658-3445-2023-6-1-17-28.

12. Волкова, А. А. Эволюция цифровых технологий, используемых в логистике / А. А. Волкова, Ю. А. Никитин, В. А. Плотников // Управленческое консультирование. 2022. № 1. С. 76–83. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-1-76-83.

13. Полякова, В. В. Трансформация системы формирования квалифицированных кадров в условиях цифровой экономики / В. В. Полякова, М. П. Почекутов, Е. А. Панова // Вестник университета. 2022. № 4. С. 26–33. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-26-33.

14. Новосельцева, Е. Г. Направления использования технологий искусственного интеллекта в HR-мар­кетинге и управлении персоналом / Е. Г. Новосельцева // Вестник Ростовского государственного университета (РИНХ). 2024. Т. 31, № 2. С. 75–85. DOI: 10.54220/v.rsue.1991-0533.2024.22.39.009.

15. Artificial Intelligence in Product Lifecycle Management / L. Wang [et al.] // The International Journal of Advanced Manufacturing Technology. 2021. Vol. 114. Р. 771–796. https://doi.org/10.1007/s00170-021-06882-1.

16. Artificial Intelligence in Business and Economics Research: Trends and Future / J. L. Ruiz-Real [et al.] // Journal of Business Economics & Management. 2021. Vol. 22, No 1. Р. 98–117. https://doi.org/10.3846/jbem.2020.13641.

17. Витрина цифровых проектов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://цифровые-проекты.бел/it-solutions/. Дата доступа: 10.02.2025.

18. Абламейко, С. Искусственный интеллект в Беларуси – история и перспективы / С. Абламейко // Наука и инновации. 2022. № 5. С. 26–31.


Рецензия

Для цитирования:


Гулина О.В. Искусственный интеллект в подготовке специалистов экономического профиля. Цифровая трансформация. 2025;31(2):32-40. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-2-32-40

For citation:


Gulina O.V. Artificial Intelligence in the Training of Economic Specialists. Digital Transformation. 2025;31(2):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-2-32-40

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2522-9613 (Print)
ISSN 2524-2822 (Online)