Preview

Цифровая трансформация

Расширенный поиск

Нанотехнология и дополненная реальность как основы виртуализации образовательного материала при обучении

https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-2-41-51

Аннотация

Рассмотрены теоретические и практические аспекты применения технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в образовательном процессе. Проанализирован потенциал этих техно логий для совершенствования образования, особенно в условиях необходимости дистанционного обучения. Выделены ключевые преимущества VR/AR-технологий: визуализация сложных научных концепций, доступ к виртуальным моделям дорогостоящего оборудования, безопасность при работе с потенциально опасными объектами, повышение вовлеченности обучающихся. Приведен практический опыт внедрения VR/AR-технологий в образовательный процесс Государственного университета просвещения и Московского государственного университета на примере нескольких дисциплин: разработка мобильного приложения дополненной реальности для изучения архитектуры компьютера в рамках курса информатики; создание виртуальных лабораторных работ по дисциплине «Введение в физику нанотехнологии»; программа дополнительного образования по технологиям виртуальной и дополненной реальности; применение AR для демонстрации 3D-моделей молекул на химическом факультете МГУ. Интеграция VR/AR-технологий в образовательный процесс способствует формированию у обучающихся современных компетенций, расширению содержания преподаваемых дисциплин и повышению эффективности обучения в целом.

Об авторах

В. В. Беляев
Государственный университет просвещения; Российский университет дружбы народов
Россия

Беляев Виктор Васильевич, д-р техн. наук, проф.,

105005, Москва, ул. Радио, 10А

Тел.: +7 495 780-09-43



Т. Н. Грань
Государственный университет просвещения
Россия

канд. пед. наук, доц.

Москва



А. А. Зорина
Школа № 760 имени А. П. Маресьева
Россия

школа № 760 имени А. П. Маресьева

Москва



В. Г. Костякова
Государственный университет просвещения
Россия

канд. пед. наук, доц.

Москва



М. В. Шевчук
Государственный университет просвещения
Россия

канд. физ.-мат. наук, доц.

Москва



В. В. Миняйлов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

канд. хим. наук, доц.

Москва



В. А. Чертополохов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

канд. физ.-мат. наук, ст. науч. сотр.

Москва



Список литературы

1. Беляев, В. В. Погружение в суперреальность. По результатам симпозиума SID 2014 / В. В. Беляев // Электроника: Наука, Технология, Бизнес. 2014. № 6. С. 32–44.

2. Беляев, В. В. Дисплеи для военного применения: специфика отрасли, современные технологии и вектор развития / В. В. Беляев, Д. Суарес // Электроника: Наука, Технология, Бизнес. 2017. № 6. С. 52–63. https://doi.org/10.22184/1992-4178.2017.166.6.52.63.

3. Huang, A. Teaching, Learning, and Assessment with Virtualization Technology / A. Huang // Journal of Educatio nal Technology Systems. 2019. Vol. 47, No 4. P. 523–538. https://doi.org/10.1177/0047239518812707.

4. Ray, S. Virtualization of Science Education: A Lesson from the COVID-19 Pandemic / S. Ray, S. Srivastav // Journal of Proteins and Proteomics. 2020. Vol. 11. P. 77–80. https://doi.org/10.1007/s42485-020-00038-7.

5. Annappaiah, D. H. Virtualization Technologies and Techniques in Education Learning Applications / D. H. Annappaiah, V. K. Agrawal // World Academy of Science, Engineering and Technology. 2011. Vol. 59. P. 1824–1829.

6. Klement, M. Models of Integration of Virtualization in Education: Virtualization Technology and Possibilities of Its Use in Education / M. Klement // Computers & Education. 2017. Vol. 105. P. 31–43. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.11.006.

7. LaValle, S. M. Virtual Reality / S. M. LaValle. UK: Cambridge University Press & Assessment, 2023.

8. Aukstakalnis, S. Practical Augmented Reality: A Guide to the Technologies, Applications, and Human Factors for AR and VR (Usability) / S. Aukstakalnis. USA: Addison-Wesley Professional Publ., 2016.

9. Иванова, А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А. В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3. С. 88–107. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107.

10. Шевчук, М. В. Проектирование образовательного процесса на основе технологии виртуальной реальности / М. В. Шевчук, В. Г. Шевченко, А. А. Зорина // Информатика в школе. 2020. № 10. С. 19–31.

11. Введение в физику нанотехнологии / В. В. Беляев [и др.]. М.: Гос. ун-т просвещ., 2024. ISBN 978-5-7017-3461-4.

12. Быков, В. А. Нанотехнологии в современной науке: фестиваль науки МГОУ / В. А. Быков // Нанотехнологическое общество России и группа компаний «НТ-МДТ Spectrum Instruments». М., 2017.

13. Быков, В. А. Зондовая микроскопия и спектроскопия: приборы и методы для комплексного анализа поверхностных структур / В. А. Быков, В. В. Поляков // Нанотехнологии: Образование, Наука, Инновации: сб. ст. X Всерос. науч.-практ. конф. Курск: Курский государственный университет, 2019. С. 17–18.

14. Тодуа, П. Метрология и стандартизация в нанотехнологиях / П. Тодуа // Фотоника. 2010. № 1. С. 2–8.

15. Time-of-Flight Secondary Ion Mass Spectrometry Analyses of Vancomycin / L. Du [et al.] // Biointerphases. 2018. Vol. 13, No 3. https://doi.org/10.1116/1.5016186.

16. Новые задачи физико-математического практикума. Часть II. Тестирование качества сближения устройства спасения космонавта с международной космической станцией / В. В. Александров [и др.]. М.: Изд-во попеч. совета мех.-матем. ф-та МГУ, 2015.

17. Хребтова, С. Б. Дополненная реальность в обучении: наглядное и понятийное в демонстрации моделей молекул / С. Б. Хребтова, Е. В. Высоцкая, В. В. Миняйлов // Давыдовские чтения: сб. тез. участников II Междунар. науч.-практ. конф., 12–13 сент. 2022 г. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 275–278.

18. Примеры моделей кристаллических структур [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://p3d.in/u/crystal3d. Дата доступа: 22.03.2025.


Рецензия

Для цитирования:


Беляев В.В., Грань Т.Н., Зорина А.А., Костякова В.Г., Шевчук М.В., Миняйлов В.В., Чертополохов В.А. Нанотехнология и дополненная реальность как основы виртуализации образовательного материала при обучении. Цифровая трансформация. 2025;31(2):41-51. https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-2-41-51

For citation:


Belyaev V.V., Gran T.N., Zorina A.A., Kostyakova V.G., Shevchuk M.V., Minyailov V.V., Chertopolokhov V.A. Nanotechnology and Augmented Reality as the Basis for Virtualization of Edu cational Material in Training. Digital Transformation. 2025;31(2):41-51. (In Russ.) https://doi.org/10.35596/1729-7648-2025-31-2-41-51

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2522-9613 (Print)
ISSN 2524-2822 (Online)