Preview

Цифровая трансформация

Расширенный поиск
Том 29, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЕ 

5-12 597
Аннотация

В статье обосновывается значимость обеспечения эффективности и конкурентоспособности сайтов белорусских организаций в условиях активного развития цифровой экономики и интернетизации. Проведенное исследование показало, что для Беларуси характерен не только количественный рост сайтов у организаций, но и рост их функциональности и сложности, при которых автоматизируется все больше процессов, а пользователи все больше действий выполняют онлайн. Критически важной в таких условиях является реализация возможностей цифрового маркетинга и веб-аналитики, а также такого нового уровня цифровой трансформации маркетинга, как МарТех-системы и решения. В то же время для этого компетенций SEO-специалистов, которые традиционно решали вопросы продвижения сайтов в интернете, недостаточно. Предлагается переход в Республике Беларусь к профессионалам нового формата – специалистам по технологиям цифрового маркетинга и веб-аналитики, что будет направлено на обеспечение растущей потребности национальной экономики.

13-23 639
Аннотация

Переход от индустриального общества к открытому информационному обществу, основанному на цифровых технологиях, сопровождается формированием и становлением цифрового рынка, что требует усиления внимания ученых к комплексному и более детальному исследованию социально-экономических проблем и последствий данного процесса. В статье рассмотрена сущность объектов и субъектов цифрового  рынка,  освещена  специфика  цифровых  товаров  и  услуг.  Раскрыто  содержание  электронной торговли как основного сегмента цифрового рынка, дана краткая характеристика рынка цифровых услуг.

24-34 471
Аннотация

Проблема  эффективного  управления  человеческими  ресурсами  актуальна  на  всех  стадиях жизненного цикла существования организации. Ежедневно менеджерам по персоналу приходится сталкиваться с трудностями, решение которых зачастую является нетривиальным, а иногда требует применения современных цифровых технологий. В статье проанализированы основные принципы управления человеческими ресурсами, предложенные Джеффри Пфеффером, с точки зрения положительных и отрицательных сторон реализации каждого принципа на практике. Даны рекомендации по возможным вариантам такой реализации в контексте цифровой трансформации.

35-44 350
Аннотация

Систематизированы  современные  индексы  развития  информационной  экономики  за  2013– 2021 годы. Проведено ранжирование стран по уровню информационного развития и уточнено позиционирование Республики Беларусь в мировой системе классификации уровня формирования информационной экономики. Рассмотрено развитие Беларуси по глобальному индексу сетевого взаимодействия (Global Connectivity Index). Построены модель тренда изменения глобального индекса сетевого взаимодействия для республики, позволяющая прогнозировать его изменение, а также модель эволюции функций изменения индекса  человеческого  развития  и  индекса  сетевой  готовности  во  времени.  Предложена  новая  система показателей, учитывающих методологические подходы клиодинамики в экономике. С помощью методов синергетики и теории развивающихся систем определены оптимальные динамические уровни информационного развития с учетом роста качества антропогенных ресурсов. Рассмотрены трансформации инновационных процессов в новой экономике в динамике при прохождении точек бифуркации.

45-51 378
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием идентификаторов данных в текущем учете населения. Представлена авторская классификация способов идентификации персональных данных с указанием их достоинств и недостатков. Определены угрозы использования идентификационных номеров.  Особое  внимание  уделено  проблеме  повторного  формирования  идентификационного  номера, способам ее предотвращения и купирования последствий. Сформированы предложения по использованию идентификационного номера в создаваемых информационных ресурсах.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 

52-59 369
Аннотация

Представлена схема бизнес-процессов в учреждениях среднего специального образования. Предложена модель управления теоретической подготовкой специалистов со средним образованием. Модель построена с помощью нотации BPMN, которая позволяет представить процессный подход в управлении. Модель управления состоит из шести составных блоков: разработка документации, организация процесса обучения, промежуточная аттестация, распределение, итоговая аттестация, анализ и формирование  итоговых  выводов  и  рекомендаций.  Созданная  модель  отражает  процессы  «как  есть»  и  является подготовительным этапом для последующего улучшения бизнес-процессов. Описание выходных данных блоков модели представлено в виде связанных друг с другом множеств, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы в учреждении среднего специального образования по различным параметрам оптимизации.

60-66 565
Аннотация

В  статье  проведено  сравнение  определений  понятия  интероперабельности,  представленных в международных стандартах и документах. Показана и обоснована трансформация этого понятия, начиная с технического определения и заканчивая комплексным понятием, являющимся неотъемлемым элементом процессов цифровой трансформации. Приведены основные процессы (управление бизнесом, менеджмент потребителей, управление каналами связи и управление сервис-ориентированными технологиями), необходимые для внедрения Новой стратегии Европейской интероперабельности. Представлены принципы и уровни (политический, законодательный, организационный, семантический и технический) интероперабельности. Проанализированы опыт Соединенных Штатов Америки, стран Европы и Российской Федерации по нормативному закреплению интероперабельности открытых информационных систем и практика его использования в некоторых сферах деятельности. Приведена модель интероперабельности в соответствии со стандартом Российской Федерации, включающая технический, семантический и организационный уровни. На основе выполненного анализа предложено более полное нормативное закрепление данного понятия в Республике Беларусь.

67-76 347
Аннотация

В статье представлены результаты исследований, связанных с выполнением сравнительного анализа методик подготовки специалистов по информационной безопасности в Республике Беларусь и  Азербайджанской  Республике  (на  примере  методик,  используемых  в  Белорусском  государственном университете информатики и радиоэлектроники и Азербайджанском техническом университете). В ходе исследования применялась разработанная авторами методика. Данная методика основана на выполнении анализа используемых в указанных высших учебных заведениях учебных планов по специальностям, связанным с информационной безопасностью, и на получении по результатам этого анализа: суммарного количества аудиторных часов, отведенных на каждом из курсов для освоения учебных дисциплин, связанных с информационными технологиями в целом и информационной безопасностью в частности; показателя, характеризующего долю аудиторных часов, отведенных на проведение практических и лабораторных работ по учебным дисциплинам, связанным с информационными технологиями в целом и информационной безопасностью в частности, от суммарного количества аудиторных часов, отведенных для освоения этих дисциплин. По результатам проведенного исследования сделан вывод о высокой степени схожести подходов, используемых в рамках методик подготовки специалистов по информационной безопасности в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники и Азербайджанском техническом университете. Это обуславливает целесообразность организации совместной подготовки таких специалистов для Беларуси и Азербайджана.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2522-9613 (Print)
ISSN 2524-2822 (Online)