Preview

Цифровая трансформация

Расширенный поиск
Том 30, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЕ 

5-11 163
Аннотация

На основе разработанной методики проведена оценка уровня цифровой зрелости сбытовых каналов белорусских субъектов хозяйствования на национальном уровне. Это позволило выявить степень цифровизации белорусских товаропроводящих сетей как в целом, так и в разрезе выделенных компонентов («маркетинг и продажи», «логистика и послепродажное обслуживание», «платежи», «управление данными»). Цифровизация сбытовых каналов находится на этапе стандартизации с постепенным внедрением цифровых технологий в процессы товародвижения. Что касается компонентов «логистика и послепродажное обслуживание» и «управление данными», их уровень цифровизации характеризуется внедрением и началом использования базовых цифровых технологий (этап адаптации). По результатам оценки определены основные точки приложения усилий со стороны правительства, что позволит разработать грамотную государственную политику по цифровой трансформации торговли .

12-22 102
Аннотация

В статье представлен результат сравнительного анализа существующих в мире электронных торговых площадок. Охарактеризованы бизнес-модели сотрудничества продавцов с операторами таких интернет-площадок в области маркетинговых исследований, методов продаж, инструментов продвижения, форм расчетов и логистики. Опираясь на современные тенденции по части использования функциональных возможностей маркетплейсов, предложен ряд признаков их классификации. Среди них: ассортимент объекта купли-продажи, возможность перепродажи товара, регион расположения покупателей, выбор организационно-правового статуса маркетплейса, участие маркетплейса в процессе продажи товаров, бизнес-модели работы с маркетплейсом, способы оплаты, возможности интеграции маркетплейса с другими интернет-ресурсами, условия регистрации покупателей и продавцов. Выявлены препятствия на пути активизации продаж предприятий Беларуси на маркетплейсах, предложены рекомендации по их устранению.

23-32 139
Аннотация

Рассмотрена возможность использования технологий больших данных и больших языковых моделей для анализа рынка труда в Республике Беларусь. Разработаны теоретические подходы с применением больших данных, что подразумевает определение как возможности в проведении аналитики рынка труда по данным онлайн-источников, так и эффективных инструментов для сбора и обработки информации о рынке труда с онлайн-источников. Применение больших данных и больших языковых моделей позволит улучшить качество и точность анализа рынка труда в республике, а использование передовых аналитических инструментов обеспечит более полное и детализированное понимание динамики рынка труда. Исследование основывается на анализе существующих теоретических подходов, практике использования больших данных и больших языковых моделей в зарубежных странах, а также на оценке текущих возможностей и ограничений применения этих технологий в Беларуси. В качестве инструментария использовались методы машинного обучения, анализа больших данных и моделирования. Результаты исследования могут быть применены для улучшения стратегий управления рынком труда, а также для разработки политик и программ занятости, ориентированных на современные вызовы и возможности цифровой экономики.

33-41 141
Аннотация

Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий привело к значительным изменениям во взаимодействии государства и частного бизнеса в образовании. В статье рассматривается трансформация механизма государственно-частного партнерства в образовании под влиянием процессов цифровизации. Выделены два этапа взаимодействия: при осуществлении традиционного образовательного процесса и образовательного процесса в условиях внедрения цифровых технологий. Методологической основой исследования являлись научные публикации отечественных и зарубежных авторов, открытые библиотечные интернет-ресурсы, данные международных организаций и международных исследований.

 

42-49 120
Аннотация

В статье рассмотрены стратегия и тактика внедрения генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) в инструментальную систему дистанционного обучения DL.GSU.BY. Стратегия заключается в последовательном выполнении следующих этапов разработки: создание возможностей удобной работы с ГенИИ в системе DL; запуск электронных ГенИИ-учеников для автоматического прохождения учебных курсов в системе DL и сравнительный анализ достижений различных ГенИИ между собой и с реальными студентами; накопление и распространение опыта работы студентов ГенИИ; повышение качества обучения с использованием ГенИИ развитием системы препромптов по задачам и предметам; дальнейшая персонализация обучения за счет реализации продвинутых методик использования ГенИИ (активный ГенИИ, Learning by Teaching). Тактика внедрения ГенИИ последовательно и подробно описывает практические шаги по реализации стратегии.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ 

50-61 118
Аннотация

Обоснованы состав и характеристики системы низкоорбитального контроля ионосферы над территорией Республики Беларусь и прилегающими регионами земного шара. Данная система построена на базе спутников-ретрансляторов сигналов глобальной навигационной спутниковой системы GPS на выделенные для геофизических исследований частоты 150/400 МГц, модернизированной аппаратуры приемных пунктов национальной спутниковой системы точного позиционирования, телекоммуникационных каналов общего пользования и группы серверов обработки принятых сигналов и оценивания полного электронного содержания в ионосфере. Система низкоорбитального контроля ионосферы предназначена для выдачи данных по полному электронному содержанию на трассах спутник-ретранслятор – приемный пункт спутниковой системы точного позиционирования при восстановлении электронного содержания в ионосфере методами радиотомографии. Разработаны рекомендации по орбитальным параметрам спутников-ретрансляторов, требования к бортовому ретранслятору, антенной системе и дополнительному приемному каналу аппаратуры приемных пунктов спутниковой системы точного позиционирования, определены объем циркулирующей в системе информации и требования к серверам обработки. Разработан цифровой двойник системы низкоорбитального контроля ионосферы. Показано, что предлагаемая система низкоорбитального контроля при пролете спутников-ретрансляторов по орбите над территорией Беларуси и прилегающими регионами за время 10–15 мин обеспечивает увеличение объема данных для решения радиотомографической задачи в сравнении с существующим высокоорбитальным методом на 5400 измерений с расстояниями по точкам «прокола» ионосферы порядка единиц километров в азимутальном секторе относительно условного центра системы 120°–150°.

62-72 130
Аннотация

Рассмотрены вопросы тестирования вычислительных систем и их составных компонентов. Показана невысокая эффективность вероятностного тестирования из-за неиспользования имеющейся информации как об объекте тестирования, так и о ранее сгенерированных тестовых наборах. Отмечена перспективность применения информации о предыдущих тестовых наборах при построении управляемых вероятностных тестов. Выделен и исследован класс управляемых вероятностных тестов с малым числом тестовых наборов. Проанализированы известные стандартные управляемые вероятностные тесты с малым числом тестовых наборов. Рассмотрен метод генерирования управляемых вероятностных тестов с заданным расстоянием Хэмминга, основой которого является представление двоичных тестовых наборов в виде совокупности символов иных систем счисления. Обеспечение заданного значения расстояния Хэмминга для управляемого вероятностного теста в недвоичной системе счисления гарантирует такое же значение и для двоичной интерпретации формируемых тестовых наборов. Эффективность предложенного метода построения тестов экспериментально проанализирована и подтверждена для случая тестирования запоминающих устройств на наличие сложных неисправностей взаимного влияния.

73-76 129
Аннотация

Рассмотрены влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образование и требования к учебным программам с точки зрения их внедрения. Приведены примеры лучших практик применения информационно-коммуникационных технологий в образовании, таких как программы «Имитационные учебные среды» и «Виртуальный преподаватель».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2522-9613 (Print)
ISSN 2524-2822 (Online)